Открытое письмо в защиту гомеопатии


Не станем далее утруждать читателя подробным разбирательством этого абзаца. Но тем, кто из простого любопытства все-таки захочет познакомиться с отменными образцами псевдонаучного словоблудия, сможем предложить «накоротке» заглянуть в любую из ссылок [1] или [2], которыми заканчивается этот абзац. Обе цитируют, так называемую, медицинскую публикацию класса А. Каждая из них содержит по четыре коротких раздела: состояние рассматриваемого вопроса, методы испытания действенности гомеопатических препаратов, результаты испытаний и, наконец, интерпретация этих результатов. Не злоупотребляя вниманием читателя, процитируем лишь первый и последний разделы только одной ссылки [1]: состояние вопроса, как оно излагается (чтобы читатель попытался понять, – если сможет, – о чем идет речь), и интерпретацию результатов испытаний гомеопатических препаратов.
Состояние вопроса: Гомеопатические препараты применяются широко, но специфические результаты действия гомеопатических препаратов кажутся неправдоподобными. Отклонения в проведении и отчетах об испытаниях – возможное объяснение положительных результатов испытаний действия и гомеопатических, и обычных (аллопатических) препаратов. Мы проанализировали ход испытаний действенности гомеопатических и обычных препаратов и пришли к выводу, что результаты лечения в испытаниях в наименьшей степени были вызваны отклонениями.
    Помимо занятной словесной эквилибристики, здесь налицо очередной прокол (не много ли подобных проколов?) критиков гомеопатии. Они снова проговариваются и невольно признают не только то, что «гомеопатические препараты применяются широко», но и то, что «специфические результаты действия гомеопатических препаратов, кажутся неправдоподобными»…
Интерпретация результатов: Отклонения отмечаются в испытаниях под контролем плацебо и гомеопатических и обычных (аллопатических) препаратов. Если учитывать эти отклонения в анализе, то отмечается слабое отклонение в сторону более определенного результата от гомеопатических препаратов, но также и убедительные доказательства определенных результатов от обычных (аллопатических) препаратов. Это отклонение совместимо с понятием того, что клинические результаты гомеопатических препаратов являются следствием эффекта плацебо.
    Яснее не скажешь… Но особенно замечателен вывод, провозглашенный в последнем предложении. Он противоречит и тому, что сказано в двух предыдущих предложениях, и тому, что было заявлено в разделе «состояние вопроса», где черным по белому сказано, что «результаты лечения в испытаниях в наименьшей степени были вызваны отклонениями».

Итак, каково же должно быть общее впечатление от такой, мягко выражаясь, недобросовестной информационной статьи? Люди, имеющие хоть какое-то научное образование, по одному только набору ссылок (не говоря уже о содержании многих из них) сразу поймут, с чем они имеют дело. Но таких, безусловно, меньшинство. Весь расчет делается на основную массу людей, которые не будут вникать ни в тонкости стиля изложения материала, ни в подборку ссылок, где перемешаны истинные страницы истории гомеопатии, ссылки на труды ее учителей и откровенная ложь. Вроде ссылки на статью Петра Луничкина, пастора христианской церкви «Надежда» из Владикавказа. Этот верующий человек, цитируя якобы «справочник по классической гомеопатии», даже не понимает, что полагается указать источник, если ты на него ссылаешься, как на подтверждение каких-то своих обвинений. Кто автор этого справочника? Насколько корректен этот источник?
Тем не менее, в качестве короткого ответа пастору Петру Луничкину приведем содержание записки от Алексия I, Патриарха Московского и всея Руси, адресованной выдающемуся советскому гомеопату Попову Демьяну Владимировичу, содержание которой приводит дочь Демьяна Владимировича, классик советской и киевской гомеопатии Попова Татьяна Демьяновна .

«Уважаемый Доктор, если Вы сможете, то желательно, чтобы Вы приехали к Его Святейшеству  сегодня 29 августа к 6 часам вечера. Машина будет у Вас в 5.30 вечера».Секретарь (Остапов).29 августа 1956 г.

Приводя эту записку, исходим из того, что уважаемый пастор Петр Луничкин не считает себя человеком более образованным, чем Патриарх Московский и всея Руси, пусть даже уже и ушедший от нас.

Приведем еще несколько примеров о действительных взаимоотношениях гомеопатии и религии, причем, разных христианских конфессий. Их приводит один из исследователей истории гомеопатии А.А. Крылов.
«… В истории гомеопатии немало примеров взаимодействия религии и гомеопатии. Священнослужители нередко советовали обратиться к помощи гомеопатов прихожанам, страдающим неуравновешенностью духа и функциональными нарушениями внутренних органов. Интересный факт приводит в своих воспоминаниях великий русский композитор М.И. Глинка. Однажды во время своего пребывания на курорте Баден (близ Вены) композитор, страдая обострением астено-депрессивного невроза с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта, случайно забрел к католическому священнику и с его разрешения стал импровизировать на фортепьяно. "Как можно в Ваши лета играть так грустно?" – спросил священник. Композитор печально ответил: "Что же делать? Ведь нелегко быть приговоренным к смерти, особенно в цвете лет...". Далее цитируем: "...священник спросил: "не прибегал ли я к гомеопатическому лечению?". Я принял это за насмешку. Мог ли я предполагать, чтобы невидимые, так сказать, в мелких крупинках содержащиеся атомы лекарств могли подействовать после тex масс, в которые меня погружали и которые я выпил?"
"Вы считаете себя приговоренным к смерти, не все ли равно Вам, в таком случае, умереть от аллопатии или гомеопатии?". По приезду в Вену, Глинка последовал совету священника и обратился к врачу-гомеопату. "На другой день после приема данного им гомеопатического средства я стоял уже крепко на нoгax; в короткое время и расположение духа стало спокойно". В последующем М.И. Глинка часто обращался за помощью к гомеопатам.
Православная церковь способствовала распространению гомеопатии в России…» .  
Благословляли применение гомеопатии для лечения «болящих прихожан» такие иерархи православной церкви, как Святитель Игнатий (Брянчанинов), Святитель Феофан Затворник, Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский и др.
На открытии и освящении гомеопатической аптеки и лечебницы в Санкт-Петербурге в 1892 г. Отец Иоанн Кронштадтский сказал, обращаясь к врачам-гомеопатам: "Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божественная Премудрость не нашла более верного средства к врачеванию негодующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. Прежде креста, смерти и Воскресения своего Христос установил на все века дальнейшего врачевания грешного человечества величайшее таинство причащения пречистого Тела и Крови своей, соединенных с Божеством. Значит, в самом Богочеловеке имеем пример врачевания "подобного подобным". Да будет же всегда Вашим всесильным помощником при Ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего человечества".
 Но дальше всех пошел митрополит Петроградский и Гдовский Серафим (Чичагов). Этот «потомственный русский аристократ, блестящий гвардейский офицер, герой Русско-турецкой войны 1877–1878 гг, богослов и священник, прошел путь до митрополита и Члена Святейшего Синода. Он был и композитором, и художником-иконописцем, и целителем. Вернувшись с Русско-турецкой войны в августе 1878 г., принялся за изучение медицины в Санкт-Петербургском Университете, а потом не только сам глубоко вник в сущность гомеопатии, но разработал свою оригинальную систему  лечения с применением гомеопатических лекарств, изложив ее в двухтомном издании «Медицинские беседы», вышедшем в 1891 году .
Пройдя в советские времена архангельскую ссылку на Соловках, московские тюрьмы ? Таганскую и Бутырскую ? митрополит Серафим был расстрелян в 1937 году, а в 1997 г. канонизирован Поместным Собором Русской Православной Церкви» .
Мы видим, что наиболее образованная часть христианской церкви (как русской православной, так и католической) не только приняли гомеопатию, но, порой, и сами, получив медицинское образование, старались помочь людям ее методами. Прекрасно понимая и экологическую чистоту, и ее необычные возможности.
  

Семинары